Пожары круглый год — новая климатическая реальность

Пожары зимой

Природные — или, как теперь их официально называют, ландшафтные — пожары начались прямо в новогоднюю ночь. В районе Сочи люди массово отмечали праздники, как водится, с петардами, ракетами, кострами и мангалами. Кончилось это несколькими пожарами, самые крупные из которых были в несколько сотен гектаров по площади. Огонь зашёл и на территорию Сочинского национального парка. Героическими усилиями лесники и пожарные спасли от огня населённые пункты.

В Краснодарском крае было тепло, до 15 градусов, а воды мало. Сложный рельеф, солёная вода не совсем подходит для тушения — и технику пожарную портит, и растениям не полезна, — да и море довольно далеко, а местных источников воды, ручьёв почти нет. Несмотря на то, что тушили огонь около трёхсот человек, плюс полсотни единиц техники, пожары затянулись больше чем на десять дней. Позавчера их было видно из Сочинского аэропорта.

А в Приморье, наоборот, холодно, до минус 15. И тоже пожары. Там сухо, снега не было, вода в водоёмах замёрзла, и рельеф также непростой: открытые и безлесные пространства. Где-то огромные тростниковые заросли между озёрами и протоками, где-то невысокий угнетённый частыми пожарами дубовый лес — он довольно разрежённый, поэтому легко горит.

Горит и в мороз

Космоснимок Sentinel 2 от 9 января 2021 года территории, пройденной одним из пожаров в Приморье. Красная линия — граница природного парка «Хасанский»

Самый крупный пожар охватил 11 тысяч гектаров, включая бóльшую часть особо охраняемой территории — природного парка «Хасанский», где живет около ста видов птиц, из которых три десятка краснокнижных, например японский и даурский журавли, ещё около ста видов останавливаются там на весеннем и осеннем пролёте.

Начались пожары и вблизи границ знаменитого Астраханского биосферного заповедника в дельте Волги. Его сотрудникам вместе с пожарными с трудом удалось не пустить огонь на свою территорию. Здесь тоже тушить сложно из-за ледовой обстановки на реках: до многих участков удаётся добраться только на плавающих вездеходах и аэролодках или пешком.  

Пожары зимой стали нормой

Нельзя сказать, что пожары прямо с начала января это уникальный случай. Скорее наоборот, они стали случаться каждый год, и это уже превратилось в новую климатическую реальность. Конечно, вспыхивает огонь не из-за климата, а от рук поджигателей — вольных или невольных, но изменения климата уже создали условия, когда пожароопасный сезон превратился в круглогодичный.

В новой климатической реальности и отношение к пожарам должно быть другое. Однако, как показывает практика, региональные власти к этим условиям не готовы.

Отношение к пожарам пока не поменялось

Как обычно, сезон формально закрывается осенью, техника консервируется, а когда в январе вспыхивает трава, лес или тростник, по привычке эти пожары стараются не замечать, и информация о них поступает в очень искажённом виде.

Например, чиновники говорят о «площади активного горения». Это вообще непонятный и не закреплённый ни в каких нормативных документах параметр. И когда ГУ МЧС в Краснодарском крае заявляет о площади активного горения в 1 000 кв. м, может сложиться впечатление, что это площадь пожара. Но на таком прямоугольнике 100х10 метров даже разместить такое количество людей и техники не получится, не говоря уже о том, чтобы они там тушили и не могли многие дни справиться с пожаром на этой площади.

Пожар в районе Сочи. Площадь — 2 млн кв. м, а не 1000 кв. м, как сообщалось в официальных сводках. Космоснимок Sentinel 2 за 2 января 2020 года 

К привычке занижать площади добавляется ещё и традиционная неразбериха: где земли лесного фонда, где земли обороны, где особо охраняемые территории, а где вообще сельскохозяйственные земли или земли государственного земельного запаса, на которых пожар нельзя было назвать лесным, даже, если там горел очень старый и ценный лес. Что-то учитывалось, что-то нет, но теперь так не получится. В прошлом году приняли закон о ландшафтных пожарах, который обязывает региональные власти тушить любые пожары и требует учитывать их все. Причин не тушить и не быть готовыми теперь нет.

Бороться с пожарами значит бороться с изменением климата

Надо понимать, что в новой климатической реальности нужно совершенно по-другому себя вести. В первую очередь, необходимо продолжать бороться с изменениями климата, потому что именно они создают такие условия и пожары происходят круглый год.

С пожарами надо теперь бороться даже зимой. Было бы правильно, если бы региональные власти в условиях засухи, в отсутствие дождя вводили и зимой — хоть это и не было принято — особый противопожарный режим и запрещали использовать открытый огонь, в том числе и фейерверки, на природе. Это точно дешевле и проще, чем потом тушить пожары с  использованием авиации и рисковать  людьми. 

И, конечно, надо больше сил выделить на лесную охрану и борьбу с пожарами. Закон о ландшафтных пожарах закладывает базу для того, чтобы регионы более системно реагировали на пожары. В новой реальности каждый следующий пожароопасный сезон может оказаться сложнее прошлого: мы уже несколько лет видим рекордные показатели по площадям пожаров в нашей стране. И в этих условиях экономия на лесной охране может иметь катастрофические последствия.

Источник: greenpeace.ru