В Вилейке обсудили планы по развитию велодвижения

Круглый стол в Вилейке

27 февраля 2018 года в Вилейке обсудили перспективы велодвижения и результаты анкетирования местных жителей по вопросам использования велосипедного транспорта. Семинар "Развитие велосипедного движения в Вилейском районе" собрал представителей райисполкома, государственных учреждений, общественных организаций и велоактивистов.

Его организаторами выступили Вилейский райисполком, МОО "Экопартнёрство" и РСЭОО "Живое партнёрство", ОО «Минское велосипедное общество».

Наталья Андреенко в Вилейке

Отказ от личного автотранспорта  в пользу велосипеда способствует снижению выбросов парниковых газов и уменьшает негативное воздействие человека на окружающую среду. В связи с этим развитие велодвижения в Вилейке является одним из важных направлений деятельности города в рамках взятых на себя обязательств по участию в европейской инициативе «Соглашение мэров по климату и энергии».

В январе-феврале 2018 года организаторы семинара провели анкетирование по вопросам развития велодвижения в Вилейке, в котором приняли участие около 80 человек ‒ примерно поровну мужчин и женщин разных возрастных групп. Согласно его итогам 95% из них имеют хотя бы один велосипед в семье. Около 30% опрошенных ездят на велосипедах каждый день на учёбу, работу или прогулки даже в снежное время года, объясняя это быстротой и удобством передвижения по городу. Самыми популярными маршрутами оказались центр города и соседние деревни. На вопрос "При каких условиях Вы станете чаще ездить по городу?" почти 85% ответили ‒ "когда появятся велодорожки", 36% ‒ "когда оборудуют возле домов гаражи или места для хранения велосипедов" и 28% ‒ "когда в общественных местах установят велопарковки".

Почти 68% анкетированных отметили, что эффективному перемещению по улицам на велосипедах им мешают высокие бордюры; 55% ‒ узкие дороги без тратуаров; 43% ‒ боязнь ездить по проезжей части и получить штраф. В случае поломки 70% жителей ремонтируют велосипед самостоятельно, 32% просят помощи у знакомых; 10% обращаются в местные мастерские, которых пока совсем немного (более 40 человек отметили, что достаточного сервиса по ремонту велосипедов в Вилейке, увы, нет).

Отчет о велодвижении в Вилейке

По мнению председателя правления ОО "Минское велосипедное общество" Павла Горбунова, хорошими примерами активного велосипедного движения на сегодня в Беларуси являются Минск, Полоцк, Брест, Солигорск. Он подчеркнул, что кроме улучшения велоинфраструктуры развитию велодвижения способствуют разработка туристических веломаршрутов, гидов, организация велопробегов и подобных массовых мероприятий. Вилейка имеет большой потенциал для развития велотуризма на территории своего района благодаря уникальным природным ландшафтам и местам отдыха.

Подспорьем в развитии велодвижения должна стать местная инициатива общественного объединения по содействию устойчивому развитию Вилейского региона "ЗОВиК" в рамках проекта "Поддержка инициативы "Соглашение мэров" в Беларуси". Местная инициатива направлена на популяризацию велосипедного транспорта среди местных жителей и включает проведение велоквестов, велосэкскурсий, велопарада, а также создание велопарковок в общественных местах и размещение социальной рекламы. 

Наталья Андреенко,  координатор проекта "Поддержка инициативы "Соглашение мэров" в Беларуси", финансируемого Европейским союзом в рамках EU4Energy, уверена, что реализация данной местной инициативы в Вилейке позволит мотивировать жителей чаще использовать велосипед как средство передвижения и сократить выбросы парниковых газов.

Напомним, что в Беларуси была принята национальная велосипедная концепция. Своей целью она ставит приведение городских и областных планов развития велосипедного движения к стандарту, который сейчас активно разрабатывается Министерством архитектуры и строительства. Также одной из её задач является увеличение доли велосипедистов в транспортном обороте до 25%, но только вместе мы сможем добиться этой цифры.

Предварительный результат встречи – договоренность активистов разработать маршрутную велосипедную схему, чтобы она легла в основу будущей городского стратегии и годичных планов по развитию велодвижения. Такие схемы уже разработаны для иных городов Беларуси: Минска, Бреста, Солигорска, Орши, Лиды, Могилёва.

Мероприятие проходило при финансовой поддержке Европейского союза в рамках проекта «Развитие городского велосипедного движения в интересах общественности Республики Беларусь» и проекта «Поддержка инициативы «Соглашение мэров» в Беларуси».