70% мировой экономики страны намерены сократить парниковые выбросы до нуля

CAN

Государства, которые суммарно представляют 70% мировой экономики, привержены целям достижения нулевых выбросов парниковых газов. Об этом говорится в итоговом заявлении участников Саммита по амбициозным задачам в области изменения климата, который состоялся в 12 декабря 2020 в видеоформате под председательством ООН, Великобритании и Франции в партнерстве с Чили и Италией.

«Сегодняшний саммит показал вне всяких сомнений, что климатическая повестка становится все более актуальной. Заявления, прозвучавшие на встрече, демонстрируют, что страны, на которые приходится порядка 65% всех выбросов CO2 и которые составляют около 70% мировой экономики, привержены достижению нулевых выбросов, или углеродной нейтральности», - отмечается в коммюнике. В нем подчеркивается, что такие государства, как Финляндия, Австрия и Швеция готовы достичь данной цели уже к 2030, 2040 и 2045 году соответственно.

Кроме того, как сказано в тексте документа, Дания взяла на себя обязательство прекратить разработку нефтяных и газовых месторождений, а Китай заявил на саммите о стремлении добиться увеличения доли потребления энергии от первичных неископаемых источников до 25% через 10 лет. В свою очередь правительство Великобритании сообщило о намерении в кратчайшие сроки отказаться от поддержки зарубежных проектов, связанных с добычей ископаемых видов топлива и их использованием в энергетике.

При этом, как указывается в коммюнике, страны, которые сильнее всего страдают от последствий климатических изменений, включая Фиджи, Малави, Науру и Непал, также двигаются по пути снижения выбросов парниковых газов. Помимо этого, на саммите было объявлено о запуске новой международной кампании «Забег к устойчивости», целью которой является защита 4 млрд человек, проживающих в уязвимых для изменения климата районах. В рамках этой инициативы швейцарская компания Zurich Insurance объявила о трехкратном увеличении финансирования своей программы помощи людям, пострадавшим от наводнений, и о расширении действия данной программы с 11 стран до 21.

Также в годовщину подписания Парижского соглашения, президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан станет климатически нейтральным к 2060 году. 

Президент Казахстана заявил: «За последние 30 лет мы далеко продвинулись с точки зрения развития. Однако наша экономика полагается на ископаемое топливо. Поэтому у Казахстана нет другого выбора, кроме как одновременно решать две задачи: уводить экономику от ископаемого топлива и одновременно бороться с изменением климата». Следом за этими словами президент объявил что Казахстан достигнет углеродной нейтральности в 2060 году.

Заявление комментирует Вадим Ни, эксперт Социально-Экологического Фонда Казахстана и член сети CAN ВЕКЦА: «Выбросы парниковых газов Казахстана продолжают расти и в 2018 году достигли уровней 1990 года. В этом отношении NDC страны по Парижскому соглашению (сокращение к 2030 году уровня выбросов парниковых газов на 15% относительно 1990 года) представляется достаточно амбициозным. Заявленная Президентом Токаевым на Саммите цель также весьма амбициозна. Очевидно, что ее реализация требует пересмотра ранее утвержденных целей по 10% ВИЭ к 2030 году и 50% к 2050 году и значительного ускорения перехода к возобновляемой энергетике. В заявлении Президента было указано, что это потребует принятия долгосрочной стратегии по сокращению эмиссий и декарбонизации нашей экономики. Будем надеяться, что она станет таким драйвером движения к углеродной нейтральности страны».

Казахстан – единственные страна региона ВЕКЦА, где была запущена система торговли выбросами. Следующим шагом должно быть принятие системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов и налога на выбросы, которые, пока, есть только в Украине.

В своем видеообращении Владимир Зеленский рассказал, что в текущем году Украина особенно остро почувствовала негативное влияние от изменения климата: в ряде регионов длительная засуха уничтожила урожай, на востоке страны произошли масштабные лесные пожары, а на западе – разрушительные паводки. «Готовясь к Конференции сторон Парижского соглашения в Глазго, мы прорабатываем второй национально определяемый вклад. На этой основе мы рассматриваем цель по выбросам парниковых газов в 2030 году во всех секторах экономики Украины в диапазоне от 36% до 42% по сравнению с 1990 годом, то есть сокращение на 58-64%», – сообщил Владимир Зеленский.

Заявление комментирует координаторка сети CAN ВЕКЦА, экспертка НПО «Екодія», Ольга Бойко: «Первый украинский вклад в Парижское Соглашение был сформулирован таким образом, что допускал рост выбросов. В 2018 году выбросы Украины составили 39% от уровня 1990 года, поэтому даже при наиболее амбициозной новой цели в 36%, о которой сказал президент, выбросы сократятся всего на 3%. Украина обязана взять на себя более смелые обязательства по сокращению выбросов и стать углеродно-нейтральной до 2050 года».

Согласно новому докладу CAN EECCA “Анализ климатической политики Восточной Европы Кавказа и Центральной Азии” Армения планирует повышать уровень выбросов и ее климатические цели не очень амбициозны. По прогнозу в третьем национальном сообщении об изменении климата, в сценарии с мерами, нацеленными на снижение выбросов, их уровень повысится с 11 млн тонн в 2020 до 15,5 млн тонн СО2 эквивалента в 2030 году. 

В своем выступлении Армен Саркисян предложил развитым странам увеличить финансирование на выполнение климатических целей и подчеркнул, что в основе видения Армении лежат экосистемный подход, масштабные лесопосадки, инвестиции в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности. «Мы стремимся увеличить долю солнечной энергии в структуре производства электроэнергии на 15%, а зеленой энергии – на 54%», – сказал президент Армен Саркисян. Увы, в понятие “зеленой энергии” очень часто вкладывают и развитие малых ГЭС, которые уже пагубно влияют на горные реки Армении.

Комментирует член совета CAN ВЕКЦА, глава НПО «Хазер», Амалия Амбарцумян комментирует: «Во время COP21 Армения объявила о своих четких обязательствах по ограничению выбросов парниковых газов на весь период с 2015 по 2050 год и достижению нейтрального уровня в 2050 году. Однако на стадии реализации нет никаких признаков достижения этих целей. Не удалось также создать внутренний финансовый механизм для реализации мер по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий. Не реализуются планы облесения по увеличению площади лесов с 11% до 20,1%. Разработка нового NDC близится к завершению, однако, в отличие от INDC, принятого в 2015 году, организации гражданского общества не участвовали и не участвовали в разработке нового NDC».

Для того чтобы заявления лидеров стран превращались в реальные действия, необходимо сотрудничество и качественная работа на национальном уровне, которая покажет реальное снижение парниковых газов. Этого не может произойти без вовлечения общественности в принятие решений, ведь именно они лицом к лицу встречается с климатическим кризисом.

Относительно Беларуси в докладе отмечается, что в 2019 году Беларусь подняла свою цель до 35% до 2030 года по отношению к 1990 году. Новая цель предполагает небольшое снижение выбросов по сравнению с 2016 годом, до 90,5 млн тонн. Основные секторы, где будет производиться сокращение, включают электроэнергетику, промышленность, сельское хозяйство и пр. Однако согласно документу по ОНУВ Беларуси, после 2030 ожидается повышение уровня выбросов с прохождением пика в 2035 году.

Меры по адаптации по большей части планируются в лесном и сельском хозяйстве. Так, Беларусь разработала Стратегию адаптации лесного хозяйства к изменению климата на период до 2050 года. Среди запланированных результатов – повышение устойчивости и продуктивности лесов, а также увеличение лесистости территории страны с 39,8% в 2018 до 42,0% в 2030. Кроме того, разрабатывается Стратегия адаптации сельского хозяйства к изменениям климата. Дополнительной мерой по адаптации выступает новый закон «Об охране и использовании торфяников», принятый в 2019 году. Закон предусматривает устойчивое использование торфяников, реабилитацию нарушенных болот, возмещение ущерба, нанесенного вследствие нерационального их использования. В то же время закон допускает добычу торфа на естественных, ненарушенных болотах, а также не содержит новые механизмы сохранения торфяников в естественном виде.

Источник: infoclimate.org, tass.ru