Биофильные города — новая среда обитания

Биосфельные города

Назад к природе

Едва только люди стали строить города, они сразу же начали уставать от каменных стен и искать отдыха в садах и парках. Но научное описание эта тяга к природе получила только к 70-м годам прошлого века. Немецкий психолог Эрих Фромм определил ее как один из основных биологических инстинктов человека и назвал биофилией.

В 80-х гарвардский профессор Эдвард Осборн Уилсон занялся серьезным исследованием этой особенности человеческой натуры. В посвященной ей книге Уилсон писал, что биофилия — это врожденное ощущение принадлежности к живому миру, важная базовая потребность человека, без удовлетворения которой ухудшается его психологическое состояние. Поэтому людям даже в большом городе важно сохранять контакт с природой.

Эрих Фромм. Фото: Wikipedia Commons

В наши дни эта теория получила конкретные доказательства. Проведя множество исследований, ученые со всего мира собрали убедительную статистику. Данные показывают, например, что в палатах с большим количеством растений пациенты после операций меньше страдают от болей и быстрее выздоравливают, а прослушивание звуков природы на 37% уменьшает проявления депрессии и ускоряет реабилитацию у переживших стресс. 

Зеленая обстановка повышает креативность, положительно сказывается на успеваемости, улучшает состояние детей с аутизмом и даже усиливает эмпатию — люди становятся более щедрыми. Большое датское исследование 2019 года доказало, что у детей, которые видели вокруг себя больше зелени, было в дальнейшем на 55% меньше проблем с психическим здоровьем. А норвежские ученые обнаружили, что у испытуемых, выполнявших задания на внимание в зеленом уголке, результаты были лучше, чем у проходивших тест в обычном офисе. Если раньше люди просто знали, что на природе им хорошо, то теперь точно выяснили, насколько.

Зеленый свет

Обычные городские жители сегодня проводят в закрытых помещениях до 90% своего времени, поэтому им нужны средства посерьезнее, чем фикусы на подоконнике и картины с пейзажами на стенах. В ответ на этот запрос и возник новый подход к перенесению внешней зеленой среды в мир стекла, бетона и асфальта — биофильный дизайн.

Дизайнеры давно поняли, что природные элементы — естественный свет, натуральные материалы, вода и живые растения — создают комфортную атмосферу, и использовали их в интерьерах. Но биофильный дизайн решает задачу куда более масштабную — не просто создать уютное местечко для работы или проживания, а принципиально улучшить психическое и физическое благополучие людей.

Всевозможные эксперименты в этой области проводились давно, но как только стало известно, как сильно зеленая среда влияет на производительность труда и моральный дух, в процесс включились большие корпорации. 

Google, Etsy и другие крупные компании стали активно использовать биофильный дизайн, чтобы сделать своих сотрудников счастливее, креативнее и эффективнее: «живые» стены в опенспейсах, офисные столы с ящиками для растений, переговорные в оранжереях и огромные окна с видом на парк, а не на паркинг. В 2018 году в кампусе Amazon в Сиэтле появилось здание в виде огромных стеклянных сфер, внутри которых разместились 40 000 растений. Этот невероятный проект офисных джунглей основатель компании Джозеф Безос называет «вдохновляющей биофильной инновацией» и считает, что именно так должны выглядеть офисы в будущем.

«Сферы» — здание головного офиса Амазона в Сиетле. Фото: Wikipedia Commons

Здоровая среда

Известный эколог доктор Тимоти Битли развил идею биофильного дизайна еще дальше, предложив проектировать таким образом не здания даже, а целые города. Его идея базируется на прогнозах, согласно которым к 2050 году более 65% населения планеты будет жить в полностью урбанизированной среде. Чтобы минимизировать ее негативное влияние, необходимо уходить от технократических моделей и создавать такие поселения, где люди смогут сохранять контакт с природой. В вышедшей в 2010 году книге «Биофильные города: интеграция природы в городской дизайн и планирование» Битли описал модель идеального города, где природа включена в инфраструктуру при активном участии жителей. По его мнению, это повысит вероятность того, что граждане будут больше заботиться о месте, где живут. То есть биофильные города будут более благополучными.

Обложка книги «Биофильные города». Фото: Island Press

Концепция Битли звучит как утопия, но ее подтверждают уже реализованные биофильные проекты. Хотя они требуют более высоких затрат на строительство и обслуживание, но в итоге способствуют экономическому росту и приносят больше прибыли: статистика показывает, например, что в озелененных ресторанах и кафе посетители проводят больше времени и заказывают на 25% больше, в магазинах выручка увеличивается на 40%, а дома и квартиры вырастают в цене на 16%. По расчетам исследователей, применение биофильной концепции развития в Нью-Йорке позволило бы сэкономить около 1,7 млрд долларов за счет сокращения расходов на борьбу с преступностью. 

Еще более важное влияние биофильные города окажут на экологию. Зеленые стены и крыши улучшают качество воздуха, минимизируют количество загрязненной воды, поскольку корни действуют как биофильтры, а также снижают колебания температуры, уменьшая на 25% потребности в обогреве и охлаждении. Ученые считают, что растения даже могут работать как датчики, помогая следить за плесенью и летучими органическими соединениями в зданиях. Но это предположения, а вот увеличение биоразнообразия при появлении «живых» фасадов — факт: когда в Сингапуре стало много домов с зелеными экстерьером, в городе появилось 103 новых вида бабочек.

Аэропорт Jewel Changi в Сингапуре. Фото: instagram.com/bennytgh

Правда, все подобные проекты требуют очень ответственного подхода со стороны разработчиков и эксплуатантов. В Китае уже есть грустный пример: пока здания жилого комплекса Qiyi City Forest Garden с вертикальными садами ждали своих будущих жителей, растения, за которыми никто не ухаживал, разрослись в дикие джунгли, полные комаров и других насекомых. 

Город-сад

В 2013 году по инициативе Битли было создано международное сообщество «Биофильные города», к которому сегодня присоединились уже 24 участника. Среди них Сингапур, Барселона, Эдинбург, Бирмингем, Торонто, Панама, Веллингтон, костариканский Курридабат, индийский Вишакхапатнам, многие города США, Канады и Австралии.

Все они делают ставку на устойчивое развитие и зеленые проекты.

Сингапур, например, еще в 60-х годах прошлого века выбрал своей концепцией идею «город-сад». Здесь создали систему заповедников и парков, связанных между собой пешеходными дорожками. Зелени много и на улицах: деревья вдоль шоссе, цветы на крышах и балконах, арт-инсталляции с живыми растениями, вертикальные сады на высотках — на такие проекты предоставляют большие субсидии.

 

Бирмингем, хоть и считается промышленным центром, первым в Англии применил системный комплексный подход к решению экологических проблем: благодаря реализации проекта Green Living Spaces Plan систему технических каналов превратили в грандиозную парковую зону для прогулок и отдыха с набережными и парками, она стала не только любимым местом горожан, но и привлекает множество туристов.

Бирмингем. Фото: KevinFraser, biophiliccities.org

А американский Портленд за свою зеленую политику считается одним из наиболее экологичных городов в мире. Здесь самый высокий процент парков, велодорожек  и фермерских хозяйств, поставляющих органически чистые продукты. Портленд одним из первых принял программу Urban Growth Boundary, ограничивающую разрастание городов и поглощение окружающей их природы. А проект Green Streets позволил реорганизовать систему ливневых стоков и уменьшить количество загрязненной воды.

Источник: ecosphere.press