Велосипед как средство антивирусной профилактики

Крути педали: велосипед против вируса

Пока во многих городах мира привычный образ жизни был поставлен на паузу из-за пандемии, местные власти ищут способы не только замедлить распространение вируса, но и поддержать экономическую деятельность и базовую инфраструктуру. Транспорт – это одна из ключевых услуг при любых условиях.

Городская инфраструктура может быть ориентирована на приоритет использования общественного транспорта, личного автомобиля, велосипеда или самоката, а также пешие прогулки. Жители выбирают то, что им доступнее, удобнее и быстрее в конкретном городе. 

Если раньше транспортное развитие в основном влияло на качество воздуха, то теперь на первый план выходит еще и противовирусная профилактика. Общественный транспорт производит меньше выбросов парниковых газов, чем личный автомобиль, но повышает риск инфицирования из-за скопления людей. Автомобиль безопаснее и удобнее, но требует дорогостоящей инфраструктуры (широкие дороги, большие парковки, заправочные станции, СТО и т.д.), а также загрязняет воздух и тем самым влияет на здоровье жителей. В частности немецкое исследование выявило зависимость уровня смертности от COVID-19 от загрязнения воздуха в городах.

­В Беларуси карантин не вводился, поэтому ежегодная международная акция «30 дней на велосипеде» стала своеобразным ответом на просьбу медиков соблюдать социальную дистанцию в общественных местах. И в самом деле, поездки на велосипеде – неплохая альтернатива общественному транспорту, резюмирует журналист «СБ: Беларусь сегодня».

Суть акции в ежедневном использовании двухколесного транспорта – велосипеда, самоката, гироскутера или другого индивидуального средства передвижения в течении всего апреля. Для сторонников ЗОЖ и экотранспорта придумали квесты, например задание собрать пазл из фрагментов старого снимка с городским пейзажем, приехать на это место и сфотографироваться вместе с велосипедом. Наиболее активные участники получат призы от Минского велосипедного общества. Согласно статистике многие участники преодолели более 30.000 километров на велосипеде за этот месяц. Всего в акции приняло участие более 500 человек из 42 районов страны.

Впрочем, для многих белорусов поездки на велосипеде – это не только развлечение и источник здоровья, но и работа. В стране действуют сервисные службы доставки, включающие велокурьеров. Среди владельцев объектов общепита тоже есть велофанаты. Например, предприятие, позиционирующее себя как этичный фастфуд с веганской едой и биоразлагаемой посудой, подчеркивает, что еда доставляется на велосипедах. «Велокурьеры выбирают кратчайший путь к вашему дому и не задерживаются в пробках и в поисках парковки, не оставляют след из тормозной жидкости, антифриза и прочих продуктов деятельности автомобиля, не создают шумовой нагрузки, как любой другой транспорт», – поясняют владельцы бизнеса на своем сайте.

Велосипедистов на улицах Беларуси сейчас, конечно, меньше, чем в первые апрельские дни год назад. Динамику их передвижения в центре Минска попытаются отследить с помощью специального счетчика с табло на солнечных батареях, который был смонтирован в конце марта на столичном проспекте Независимости. Он будет показывать, сколько велосипедистов проехало по велодорожке. Авторы идеи – Минское велосипедное общество в партнерстве с Центром экологических решений – убеждены, что подсчет проезжающих нужно вести, чтобы отследить статистику в зависимости от дней недели, погодных условий, температуры воздуха и других факторов. Долгосрочная статистика позволит выяснить, какая часть велосипедистов весной 2020 года избрала двухколесный транспорт для передвижения по городу.

А как другие города и страны стимулируют велодвижение во время пандемии коронавируса?

Прага, Чехия

Оператор пражского велопроката Rekola на две недели стал бесплатным благодаря финансовой поддержке спонсора. Представители велопроката регулярно дезинфицируют велосипеды, рекомендуют также надевать перчатки во время езды и напоминают почаще мыть руки.

1

Милан, Италия

В ответ на кризис с коронавирусом в Милане планируется внедрить одну из самых амбициозных в Европе схем перераспределения уличного пространства от автомобилей до велосипедных и пеших прогулок. Северный итальянский город и окружающий его регион Ломбардия являются одними из наиболее загрязненных в Европе, а также особенно сильно пострадавшими от вспышки Covid-19. Под общенациональной блокировкой пробки автомобильного движения снизились на 30-75%, что повлияло и на снижение загрязнения воздуха.

Milano

Нью-Йорк, США

В Нью-Йорке переход на велосипеды начался «снизу» – активисты призвали людей пересаживаться на велосипеды. Как результат – сервис велопроката стал на 67% популярнее за первые 10 дней марта по сравнению с тем же периодом в прошлом году. После этого подключились и власти: мэр Билл де Блазио в Твиттере посоветовал пересесть на велосипед. Активисты организовывают уроки езды на велосипеде для тех, кто только что на него пересел. Однако есть и минус: система велопроката оказалась не совсем готова к такому наплыву желающих, и на станциях не всегда можно найти велосипед.

В Чикаго также количество пользователей велопроката выросло более чем в 2 раза по сравнению с тем же периодом в 2019 году – 82112 поездок за 10 дней против 40078.

Богота, Колумбия

В городе с населением 8 миллионов человек (и агломерации на 11 миллионов) ранее былла введена программа по развитию велодвижения Ciclovía, которая закрыла 126 км улиц для автомобилей по воскресеньям с 7 до 14 часов. На время пандемии программу значительно расширяют. К ней добавятся еще 22 километра улиц, но главное – они будут велосипедными и по рабочим дням с 6 утра до 19:30. И это не считая 550 км безопасных велодорожек, доступных круглосуточно. Это сделано, чтобы разгрузить систему скоростных автобусов Transmilenio.

2

Мехико, Мексика  

В Мехико решили перенять опыт Боготы и разработали план запуска новых велодорожек. Зеленым отмечены временные велодорожки. 

3

Не только городские власти, но и федеральные советуют реже пользоваться общественным транспортом во время пандемии, а вместо этого использовать велосипед. Например, министр здравоохранения Германии Йенс Шпан заявил, что если нет возможности работать из дома, лучше ездить в офис на велосипеде или ходить пешком.

Источники: СБ Беларусь сегодняГородские проекты, блог Ильи Варламова, The Guardian