28 марта 2018 года в Кобрине прошло заседание рабочей группы по участию города в Соглашении мэров по климату и энергии. Его главной темой стало развитие велосипедного движения в Кобринском районе. На нем были представлены итоги анкетирования, проведенного среди жителей, и обсуждались достоинства и недостатки существующей инфраструктуры. В мероприятии приняли участие представители ЖКХ, ГАИ, райисполкома, НГО и активные граждане.
Вступительное слово взял заместитель председателя Кобринского райисполкома Александр Мартынюк:
‒ Кобрин ‒ город с многовековой историей, очень живописный и исторически богатый. Многие жители пользуются велосипедами, это правда, поэтому сегодняшний круглый стол должен стать ступенькой на пути усовершенствования не только городской велосипедной инфраструктуры, но также и налаживания эффективного диалога между местными властями и велосипедистами.
По словам начальника ОГАИ Кобринского РОВД Виталия Дашкевича, по количеству легковых автомобилей Кобрин сравнялся с европейскими городами: на каждую тысячу жителей приходится 372 машины. В результате проведенного мониторинга приспособленности Кобрина к велодвижению был составлен список работ, которые следует провести для усовершенствования инфраструктуры: расширение пешеходных дорожек в отдельных местах, понижение бордюров и тротуарной плитки, установка дорожных знаков, нанесение разметки и улучшение уличного освещения.
Заместитель директора районного физкультурно-оздоровительного учреждения "Атлант" Лариса Горошко, отметила, что в Кобрине существует несколько активных велосипедных клубов ‒ "Свежий ветер", "Кобрин 2" и "Велотурист".
‒ Велосипедное движение в городе точно не стоит на месте. В прошлом году, в июне, мы провели масштабное мероприятие "Велоровар". Планируем его повторить и в этом году, также летом, с участием иностранных гостей. Нами уже разработаны 7 веломаршрутов. В собственности "Атланта" есть три велосипеда для почасового проката, - подчеркнула Лариса Горошко.
Заместитель председателя ОО "Кобринский клуб деловых женщин "Бона" Елена Мезенцева рассказала о вкладе её организации в развитие велодвижения в городе:
‒ Помимо официальных встреч и различных семинаров, мы стараемся проводить оригинальные, "живые" мероприятия с привлечением всех слоёв населения. Например, дети и взрослые задействованы в местном театре, который записал несколько исторических аудиопьес для кобринских достопримечательностей. Когда велосипедист подъезжает к одной из них, он может навести телефон на специальный код и слушать интерактивную пьесу, катаясь по окрестностям.
В настоящее время ОО "Кобринский клуб деловых женщин "Бона" реализует ряд мероприятий по проекту «Поддержка инициативы «Соглашение мэров» в Беларуси», финансируемого Европейским союзом в рамках инициативы EU4Energy. В городе усилится информирование граждан о преимуществах использования велосипедов и влиянии деятельности человека на климат. Скоро появится тематический билборд, пройдет ряд публичных мероприятий для жителей и конкурсов, способствующих привлечению внимания к передвижению на велосипеде, будут подготовлены информационные материалы.
В марте Кобринский райисполком, ОО "Кобринский клуб деловых женщин "Бона" и МОО «Экопартнерство» провели анкетирование жителей, чтобы выявить отношение к велодвижению и их потребности в изменении инфраструктуры. Итоги анкетирования были озвучены на встрече Яной Устиненко, специалистом по проектной деятельности МОО "Экопартнёрство".
По ее словам, анкету заполнило 104 человека. Среди них как жители, которые часто используют велосипед, так и те, кто только планирует пересесть на самый экологичный транспорт. 92 % ответили, что у них есть один или несколько велосипедов в семье. Почти 60% пользуются им более 10 лет не реже раза в месяц. В основном велосипед используется для быстрого передвижения по городу, для поездок на работу, учёбу, на дачу или отдых ‒ в парк, лес, на рыбалку. Самым популярным маршрутом стала улица Дзержинского до парка.
94% опрошенных на вопрос "При каких условиях вы станете чаще ездить на велосипеде по городу" ответили: "когда появятся велодорожки". 26% ‒ "с появлением велопарковок в общественных местах"; 24% ‒ "когда появятся велогаражи возле домов".
В качестве препятствий, мешающих велосипедистам совершать регулярные поездки, респонденты назвали невероятное количество высоких бордюров (84%); некомфортность езды по тротуару (80%); боязнь ездить по проезжей части (30%). Почти 9% указали большое расстояние до места работы/учёбы, по 2% ответов пришлось на варианты "Не могу позволить себе велосипед" и "Климат не располагает".
Почти 50% опрошенных в случае поломки чинят велосипед самостоятельно, 42% ‒ просят помощи у знакомых и 18 % обращаются в мастерские. Половина опрашиваемых сошлась во мнении, что в Кобрине не хватает специализированных магазинов для велосипедистов, а также мест, где можно было бы получить информацию о ПДД.
Председатель "Минского велосипедного общества" Павел Горбунов добавил, что в немногих городах Беларуси количество велосипедистов превышает 1%. В то время, как по всей Европе эта цифра превышает 8%, а в Германии ‒ 12%:
‒ Приоритетными направлениями для развития велодвижения в Кобрине, по моему мнению, должны стать: создание единой схемы веломаршрутов (как, например в Минске, Солигорске, Бресте и Гродно); улучшение качества велодорожек (хотя бы выделение их плиткой другого цвета ‒ классически красной) и снижение числа "спящих полицейских". А всё остальное зависит от желания.
В помощь Кобрину недавно принята Национальная концепция развития велодвижения. Она ставит своей целью приведение городских и областных планов развития велосипедного движения к общему стандарту, который сейчас разрабатывается Министерством архитектуры и строительства. А велоактивисты смогут продвигать свои идеи и интересы при проектировании велоинфраструктуры местными властями, опираясь на эту концепцию.
На местном телеканале вышел телесюжет о мероприятии: